Как жить дальше? Часть 2

Категорія: Статьи
Понеділок, 29 грудня 2014 г.
Переглядів: 4465

Отдельно нужно заметить еще одну проблему — если в бизнесе ты либо можешь спланировать все с начала (а если не можешь спланировать или не хватает ресурсов — плавно растешь в процессе работы), то в сложившихся обстоятельствах нам достались куски (устаревшая матчасть, разваливающиеся капстроения и т.д.), которые приходиться брать «как есть», и пытаться спасти.

Для поддержки функционирования клуба нужен бюджет, который как минимум — покроет заработную плату. При этом «зимний» бюджет, когда отсутствуют полеты\прыжки, не сильно отличается от летнего, когда, по крайней мере, в кассе есть какие-то деньги.

Вариантов, откуда бюджет может появиться, в общем немного: гос. поддержка, спонсоры, ну и собственно самоокупаемость.

Из всего многообразия господдержку можно вычеркивать сразу. Ее нет, и уже не будет. Все разговоры о том, как в советские времена о... остались для застольных воспоминаний.

Максимум, что может получиться – это выбить какие-то фонды на целевые программы, вроде подготовки курсантов и т.д., но бюджетообразующими такие платежи уже ни станут никогда.

Спонсоры. Приятное и ласкающее слух слово. Тем более, когда есть такой пример, как Майское. Но существует одна проблема — Майское было и есть единственным успешным примером. На который любой, достаточно давно в авиации находящийся, вспомнит 10-к примеров неудачных. Спонсоры разоряются. Бегут из страны. Умирают. Или просто сложившиеся экономические условия заставляют их оптимизировать расходы за счет затратных и крайне нестабильных проектов, коими являются все потуги в АОН в Украине. И нет ничего печальнее, чем «брошенный» таким образом клуб.

И вот плавно мы приходим к очевидному — другой модели существования клубов ТСО, кроме как отдельных и самоокупающихся единиц, нет. То есть клуб — это отдельная организация, которая должна, как минимум, быть самоокупаемой, а желательно — еще и зарабатывать деньги для своего развития.

При этом никакой проблемы с юридической неприбыльностью общественных организаций нет. Простыми словами — прибыльность (и налогооблагаемость) подразумевает, что заработанные деньги тратятся на выплату дивидендов владельцам бизнеса, неприбыльность — что прибыль тратится на уставную деятельность организации. Вот и вся разница.

Идем дальше. Любой бюджет состоит из актива и пассива.

Не решив вопрос с затратами – бессмысленно обсуждать какие-то бюджеты вообще. Бочку с дыркой не наполнить, сколько не наливай. А кто не верит — 23 года истории нашего государства в целом, со всеми его льготами, дотациями и выравнивающими субвенциями — отличный пример наполнения бюджета с дыркой.

Характерные статьи затрат аэроклуба — зарплаты, спортивная работа, хоз. затраты.

Зарплаты.

К вопросу оптимизации зарплат надо подойти крайне аккуратно. С одной стороны — штаты раздуты. С другой — они наполнены людьми на минимальных зарплатах. Которые и работают так, как считают себя обязанными на эти 1000 гривен (не сильно, в общем, обязанными, и не сильно, соответственно, напрягаются). Необходимо проанализировать рабочую загрузку персонала, чтобы понять, какие именно работы действительно необходимы для функционирования клуба, и за них необходимо платить реальную цену. Т.е. перейти от счастливой, но бессмысленной уравниловки к нормальной и мотивирующей оплате труда. Отказ от уравниловки позволит оптимизировать рабочую нагрузку, увеличить оплаты и сохранить ценных специалистов.

В нашем случае — мы разделили необходимые для функционирования клуба направления деятельности (охрана, обслуживание и ремонт, оперативная работа на технике, хоз.работы, работа с документами и т.д.) и для каждой работы прописали бюджет. Сотрудники могут сами выбирать свои направления, соответственно суммируя бюджеты. Т.е. техник может получать ставку сторожа, ставку за ремонт, и ставку за предполетное обслуживание.

Спортивная работа.

Тут все просто. Т.к. подготовка спортсменов не оплачивается более государством — то спортсмены должны сами определить, кто будет платить за их увлечение — спонсоры, или они сами. Других вариантов нет. Максимум, что может финансировать клуб — какое-то целевое мероприятие (сборы/соревнования), и то только в том случае, если клуб может себе это позволить (если он предварительно на это заработал, и нет других, более нужных затрат). Необходимо установить реально обоснованные цены за эксплуатацию матчасти (подразумевающие не только пресловутое «на бензин», а и: обслуживание, ремонт, продление, страховки и т.д. и т.п.). Да, это поднимет цену, и вероятно — снизит количество спортсменов. Но без этого клуб просто умрет, т.к. вряд ли инженер, или техник, или бухгалтер серьезно захотят оплачивать постоянно (из своей зарплаты) полетушки такого спортсмена.

Хоз. затраты.

Необходимо проанализировать структуру затрат. Отапливать казармы с советскими рассохшимися окнами электрическими нагревателями вариант сейчас для ОЧЕНЬ богатых клубов. Перепады температур в помещениях обогрев-заморозка эффективно разрушают еще оставшиеся здания. Соответственно — либо ремонт, либо перегруппироваться так чтобы занимать (и поддерживать) минимальную площадь. Необходимо решить вопросы с арендой помещений и стоянок, использованием электричества и т.д.

А. Шарадкин, зам.начальника Ровенского АСК

Обсуждение на форуме

Коментарів: 1 RSS

Ну да в общем, что клуб ОСОУ, что допустим любое другое предприятие в любой другой отросли в свое время работавшее на гос заказ и в условиях советской плановой экономики, имеет схожие проблемы, устаревшая еле дышащая мат часть, необоснованно раздутый штат и полное отсутствие хоть какого-то маркетинга и как следствие доход не окупающий даже половины затрат на содержание ранее перечисленного. Проходил это на Одесском Автосборочном Заводе и Александровском Гранитном Карьере. План действий в общем стандартный, оптимизация существующих затрат (фонд оплаты труда, скидывание не нужной и затратной в содержании матчасти) то бишь работа над сокращением убытка, минимальная модернизация и выход хотя бы на ноль, и параллельно какой то маркетинг и попытки выйти в +. Это все если бабок нет или они в ограниченном количестве. Если есть бабло все шаги гораздо резче.